11.01.2021
Родной край люби и знай!
На этой странице Вы найдете конспекты, сценарии, презентации разработанные педагогами нашего детского сада и много другой интересной информации, которая поможет дать детям знания о месте, где они живут, сформировать начальные представления о своей малой Родине - Дагестан.
В
«Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль
регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность
поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Дошкольный
период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной
культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем
потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного
пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и
климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и
регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
Наш детский сад общеразвивающего
вида работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.
Вераксы,М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Также в дошкольном учреждении
разработана образовательная программа, важное место в которой занимает
региональный компонент (40% от общего объема программы) формируемый участниками
образовательного процесса.
Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по
реализации регионального компонента:
- непосредственно образовательная деятельность;
- экскурсионная работа;
- музейная педагогика.
Специфика образовательной деятельности по
данному направлению заключается в том, что она проходит не только в группе, но
и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т.д.
Основные задачи дошкольного
образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение
развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение
ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания
окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую
учебную деятельность в школе.
Цель
реализации задач регионального компонента :
- воспитывать нравственные,
трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и
саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере
национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность
ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для
данного возраста, данной местности;
-
формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех
участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;
- готовить детей к обучению в школе.
Основные направления деятельности ДОУ:
- формирование нравственных идеалов
на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- формирование гражданской позиции,
основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в
Конституции РФ;
- изучение национальных традиций и
обычаев;
- воспитание любви к природе
родного края и его обитателям;
- воспитание потребности узнавать о
природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- обогащение и развитие речевой
культуры посредством изучения истории русского языка;
- изучение истории Дагестана во
взаимосвязи с культурой и историей России;
- раскрытие духовных ценностей
отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки,
литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов,
композиторов, писателей и художников;
-
преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к
окружающим.
Работу в
детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях:
1.
Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках
реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.
2.
Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого
образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.)
осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы,
учета интересов.
3.
Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя:
- отбор
краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка,
его возрастными особенностями развития, интересами;
-
обогащение развивающей среды материалами о Дагестане (знакомство с символикой
города, республики, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского
творчества и др.);
-
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-
диагностику изменений в его развитии.
В работе по
региональному компоненту можно использовать авторскую программу Р.М.Литвиновой
«Региональная культура как средство патриотического воспитания детей
дошкольного возраста», которая детализирована разделами:
1. «Уголок
России – отчий дом», содержащий знания о нашей малой родине, ее краткой
истории, знакомство с геральдикой и т.д.
2.
«Литературное и художественное наследие» знакомство детей детскими писателями,
известными дагестанскими художниками, их произведениями.
Дети
открывают для себя талантливых взрослых писателей, поэтов, художников
Дагестана. Их замечательные произведения заставляют восторгаться природой в
картинках, необычайно звонкими, как ручей стихами, рассказами, которые
побуждают к размышлениям, формируют ряд вопросов, поиск ответа на которые
стимулирует развитие личности. Легенды – рождают волнение, печаль, вопросы,
стремление и понимание. В них есть наставления, помогающие «почувствовать миры
между мирами», чтобы дать «слово голосу, который старше, чем камни».
3. «Люблю
тебя мой край родной» нацеливает на изучение флоры и фауны Дагестана.
4. «Мы
дагестанцы» - знакомство с описанием обрядов и обычаев народов Дагестана, с
фольклором, сказками, песнями, играми.
5. «Я и мой
город Избербаш» знакомит детей с историей города, героями
– защитниками, архитектурными памятниками прошлого и современности.
Развивающая
среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с
опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в
познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра», включает в себя уголки по патриотическому
воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Также оформлен мини
– музей «Мой Дагестан», где дети знакомятся с бытом и традициями русского
народа.
Начиная работу по региональному
компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные,
этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - педагог
должен быть патриотом своей Родины.
В связи с этим, в детском саду были
проведены следующие мероприятия для педагогов: викторина «Знатоки региональной
культуры» (педагоги закрепили знания о детских писателях, художниках Дагестана),
семинар «Архитектурное пространство Дагестана» (памятники архитектуры
Дагестана), КВН «Мир художественного творчества» (художники Дагестана),
методический час «Музыкально – литературное творчество» (композиторы, писатели
Дагестана).
В методическом
кабинете детского сада собран фольклорный материал, портреты писателей
Дагестана, произведения поэтов и писателей Дагестана, которые необходимо
использовать педагогами в работе.
Необходимо
пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании
детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой,
животным и растительным миром, Красную книгу
Дагестана.
В своей работе педагоги реализуют
деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть
предоставляют возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели
бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры,
составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность), привлекают
детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей
радости и веселья (Масленица, День города и др.), знакомят
с жителями Дагестана – носителями социокультурных традиций в области ремесел,
искусства и др.
Также в
образовательной деятельности необходимо систематически расширять знания детей о
традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие
народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов
народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной
психологии посредством фольклора.
В дополнительной образовательной
деятельности художественно – эстетической направленности, способствовать
всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального
искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать
дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки
общения; воспитывает чувство уверенности в себе.
Фольклор является богатейшим
источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной
работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном
творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера,
присущие ему нравственные ценности.
Важное значение в работе
придавать обучению детей народным подвижным играм. В ходе любой игры привлекать
внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное
настроение, взаимоотношения детей.
Дагестан обладает
литературным богатством, ведь литература – это частица нашей великой России.
Литературное наследие складывалось давно в виде народных песен, мифов,
пословиц, поговорок, загадок, рассказов и романов, которое создали люди,
проживающие в Дагестане.
Писатели Дагестана в своих
произведениях освещают исторические события, происходящие в нашем крае,
описывают интересные случаи.
Опыт свидетельствует, что
изучение литературы Дагестана с самого близкого детям – легенд и сказок,
отличающихся особым колоритом, народных притчей, примет, песен, рассказов
детских писателей нужно начинать с детского возраста. Детям дошкольного
возраста интересно познакомиться с творчеством дагестанских писателей: Р.Гамзатова, Ф.Алиевой, Р.Рашидова, Н.Юсупова, Митарова и т.д.
Дагестан – песенный, в
котором, как в капле воды отражена наша история, любовь народа к своей земле, к
Родине.
Знания о родном Дагестане
способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного
возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в
сохранении.
Деятельность по организации работы
с родителями проводить под девизом: «Знания родителей о Дагестане – детям!»
Включение
родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить
его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с
родителями (законными представителями), так и нетрадиционные.
Взаимодействие
с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного
отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Их можно
привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в
создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего
народа, воспитывает любовь к Родине, к Дагестану.
С родителями необходимо педагогам
проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять , какую огромную
пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать
мини – музей «Быт и культура Дагестана». Также родители с большим интересом
ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений: осенины, проводы Масленицы,
Навруз-Байрам, «Первый шаг малыша и т.д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных
отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние
педагогического процесса.
Два раза в год педагоги должны
проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня
сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных
праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.
Обобщая сказанное, можно заключить,
образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам
национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и
музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Нам, взрослым необходимо окружить
детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни,
доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.
Взрослые ведут ребенка по пути
познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая
все условия для его самостоятельной игры.